Материалы для оштукатуривания потолков

Материалы для оштукатуривания потолков
Нажмите, чтобы увеличить
Цена: 0.0
Наличие: В наличии
Модель: Материалы для оштукатуривания потолков
Рейтинг: Нет оценок

Количество: Добавить в корзину

Для оштукатуривания потолков применяют различные виды шпатлевки.

Шпатлевка масляно-эмульсионная для внутренних работ:

-  олифа натуральная - 0,5 л;

-  клей костный (10%-ный) - 2 л;

-  растворитель - 0,4 л;

-  мел молотый - до требуемой консистенции.

Вначале готовят раствор клея, в который при быстром перемешивании постепенно подливают олифу. В полученную эмульсию вводят растворитель и добавляют мел до нужной густоты.

Если вам приходится использовать олифу «Оксоль», то количество ее следует увеличить до 0,8 кг. Растворитель в данном случае не вводят.

Шпатлевка клеевая под водно-меловые составы:

-  клей костный плиточный - 2,5 кг;

-  олифа натуральная уплотненная - 3 кг;

-  мел молотый - 2 кг;

-  вода - 7-10 л.

Набухший в воде клей разогревают до его полного растворения. В раствор клея вливают олифу и перемешивают состав. Полученную эмульсию разводят холодной водой и добавляют необходимое количество мела.

Шпатлевка на грунтовочном составе:

-  грунтовка купоросная, квасцовая или глиноземная - 10 л;

-  клей животный - 1 л;

-  мел молотый - до рабочей густоты.

В грунтовку вводят клеевой раствор, состав тщательно перемешивают и добавляют мел до необходимой густоты шпатлевки.

Синтетическая шпатлевка:

-  клей КМЦ - 1 л;

-  латекс - 500 г;

-  асидол - 200 г;

-  мыло (10%-ный раствор) - 200 г;

-  мел - 250 г.

Водные растворы клея КМЦ и мыла смешивают, после чего поочередно вводят латекс и асидол, затем добавляют мел.

Все краски, олифы, эмали и лаки, которые используют в отделочных работах, называют ограниченно-атмосферостойкими материалами.

На каждом этапе отделки применяют свои материалы. Условно их можно разделить на две большие категории:

-  материалы для подготовительных работ;

-  материалы для окраски.

Каждая из этих групп отделочных материалов делится на конкретные типы и марки.

Составы для подготовки поверхностей:

-  клеевые составы (пропитки);

-  олифы;

-  грунтовки;

-  шпатлевки.

Покрывные (окрасочные) материалы:

-  побелочные составы;

-  краски;

-  эмали;

-  лаки;

-  морилки.

Перед тем как приступить к окраске, необходимо провести некоторые подготовительные работы, благодаря которым значительно улучшаются адгезионные качества подготовленных поверхностей, их способность удерживать на себе красочный слой.

В зависимости от типов связующего компонента существует несколько основных видов подобных материалов:

-  для покрытия олифой при проведении внутренних работ;

-  для увлажнения пористых поверхностей, обладающих высокой способностью впитывать влагу;

-  для внутренних декоративных работ;

-  для окраски поверхностей с экстремальными температурными или влажностными режимами;

-  для разведения густотертых красок.

Кроме того, промышленностью выпускаются специальные составы для удаления незначительных дефектов покрытий - таких, как небольшие разрушения или микротрещины. Данная продукция предназначена исключительно для реставрационных целей.

Следует знать, что практически каждая компания по производству лакокрасочных материалов выпускает специальные краски для потолков, условно разделяющиеся на 3 группы:

-  клеевая побелка, неустойчивая к воздействию воды;

-  водоустойчивая краска;

-  краска, устойчивая к мытью щетками.

В современные окрасочные составы довольно часто вводят всевозможные компоненты: биоциды, препятствующие появлению грибка, загустители и пр.

Также неплохие краски выпускает и российская промышленность, но гарантия качества таких красок составляет примерно 4-5 лет, в то время как импортных - около 10 лет. Однако твердой гарантии на свою продукцию не дает ни одна фирма.

О том, как правильно подготовить краску к работе, вы узнаете ниже, а сейчас мы познакомим вас с наиболее распространенными красками.

Краски

Современная отечественная и зарубежная промышленность выпускает огромное количество видов красок. И чтобы начинающий маляр не утонул в этом разноцветном море, ему необходимо ориентироваться хотя бы в основных характеристиках.

Каждая разновидность краски имеет свое назначение: одни пригодны лишь для наружных работ, другие - для внешних, третьи универсальны. Для правильного выбора необходимо знать основу и состав краски, которую вы предполагаете использовать. В этом вам поможет маркировка, которая нанесена на банку.

Основой для красок служат различные олифы или поливинилацетатные эмульсии, а для эмалей и лаков - синтетические смолы. Индексом из двух букв, стоящих рядом с названием краски, обозначается вяжущее составляющее, входящее в состав краски:

МА - растительное масло или олифа;

ГФ - глифталевые лаки;

ПФ - пентафталевые лаки;

НЦ - нитрат целлюлозы;

КО - кремний-органические лаки;

ФА - масляно-фенольные лаки;

МЧ - мочевиноформальдегидные смолы;

МЛ - меламиноалкидные смолы;

ПВА - на основе полвинилацетата;

ВС - на основе сополимеров винилацетата;

ПВС - на основе поливинилового спирта;

АК - на акриловых смолах;

УР - на основе полиуретанов;

МС - на меламино-стирольных смолах;

АУ - на алкидно-уретановых смолах.

За названием следуют цифры, указывающие на назначение краски:

1  и 5 - краска предназначена для наружных и внутренних работ;

2  - краска предназначена только для внутренних работ;

0 - для грунтовки;

00 - для шпатлевки.

Если в состав разных видов красок входят одни и те же растворители, разбавители, грунтовки и шпатлевки, такие краски вполне совместимы между собой. Например, краски на олифах (МА), глифталевых (ГФ), пентафталевых (ПФ) и масляно-фенольных (ФА) лаках можно смешивать в различных пропорциях.

Как уже говорилось, существуют краски для внутренних и наружных работ, причем характеристики этих красок различны. Краски для наружных работ успешно противостоят солнечным лучам, колебаниям температуры, влаге, дождю. Таким образом, диапазон возможностей подобных красок значительно шире, чем у красок для внутренних работ. Это означает, что краски для наружных работ применимы для покрытий внутри помещений, в то время как краски для внутренних работ непригодны вне помещений. В характеристику красок входит также такое понятие, как укрывистость. Оно означает количество краски, необходимое для создания достаточного слоя на поверхности, и измеряется в граммах на 1 м2.

Краски используются в двух консистенциях: огрунтовочной (более жидкой) и малярной (нормальной).

Масляные краски

Состоят из пигментов и наполнителей, затертых на олифе с введением добавок или без

Них.

Краски для наружных работ в умеренном климате при покрытии в два слоя по металлу сохраняют свои защитные свойства в течение полутора лет.

По ГОСТам выпускаются масляные краски следующих марок (в зависимости от типа пленкообразующего вещества):

МА-021 - на натуральной олифе;

МА-025 - на комбинированной олифе;

ГФ-023 - на глифталевой олифе;

ПФ-024 - на пентафталевой олифе. Цифра «2» указывает, что краска, разведенная соответствующей олифой, предназначена для любых поверхностей.

Готовые к использованию краски поступают в продажу расфасованными в емкости

0,5-3 л. На этикетках указано назначение краски, цвет, расход на 1 м поверхности при однослойном и двухслойном покрытии, применяемые разбавители и др. Следует строго придерживаться этих указаний.

Чтобы сделать краску более жидкой, пригодной для огрунтовки, ее разбавляют растворителями или разбавителями: уайт-спиритом, скипидаром, керосином и т. п.

Краски всех марок имеют следующие цвета (в скобках указана укрывистость краски для малярной консистенции):

-  под слоновую кость (200 г/м2);

-  палевая (160 г/м );

-  бежевая (120 г/м2);

-  серая (100 г/м2);

-  светло-голубая (100 г/м );

-  голубая (100 г/м2);

-  синяя (100 г/м2);

-  желтая (140 г/м );

-  салатная (140 г/м );

2

-  фисташковая (135 г/м );

-  зеленая (100 г/м2);

-  красная (65 г/м ),

-  темно-красная (100 г/м2);

-  коричневая (100 г/м ).

Характеристику укрывистости тоже следует учитывать при выборе цвета.

Эмульсионные краски

Не являются ни масляными, ни эмалевыми, ни клеевыми, они состоят из мельчайших частичек пластмассы, равномерно распределенных в воде. При испарении краски частички пластмассы образуют очень прочную и эластичную пленку. Водоэмульсионные краски обладают рядом преимуществ: их разводят водой, поэтому они не токсичны: потолок и стены, окрашенные этими красками, пропускают пары воды и воздух («дышат»), нанесенные покрытия можно мыть. Они прочнее клеевых, но слабее масляных. Их применяют вместо масляных составов при окраске внутри помещения, что помогает сэкономить на стоимости краски и олифы. Наносить эмульсионные краски лучше с помощью краскораспылителя или поролонового валика.

Перед использованием краску необходимо тщательно размешать, а при загустении - развести водой до рабочей вязкости, добавляя небольшими порциями питьевую соду. Водоэмульсионными красками можно покрывать загрунтованный металл, дерево, картон и даже свеженанесенную штукатурку (вода испарится через поры краски). Они легко наносятся на поверхность кистью, валиком и пульверизатором. После испарения воды образуется матовое прочное красочное покрытие. Время легкого высыхания поверхности при температуре 18-22 °С составляет не более 30 мин, полного - 1,5-2 ч. При добавлении пигмента можно получить краску любого цвета. Рекомендуется наносить ее в 2 слоя, причем второй - после высыхания первого.

Краски наносят на чистую, сухую, хорошо подготовленную поверхность. В качестве шпатлевки лучше применять «Эмульсин». Ошпатлеванные и защищенные поверхности грунтуют той же краской, которую наносят, двигая краскораспылитель сначала в вертикальном, затем в горизонтальном направлении.

Водоэмульсионные краски обладают высокой укрывистостью, которую можно увеличить еще больше, если добавить в краску немного мела и скипидара - в этом случае получится паста (особенно хорошо ею покрывать деревянные поверхности). Одного килограмма

Эмульсионной краски достаточно, чтобы покрыть поверхность площадью 5 м2.

Наконец, водоэмульсионные краски можно наносить на поверхности, ранее покрытые эмалевыми, масляными и клеевыми красками.

При этом нельзя забывать, что водоэмульсионные краски можно наносить на клеевые только в том случае, если не использовались купоросная и квасцовая грунтовки, разрушающие водоэмульсию. Если вы не уверены в том, что такая грунтовка не применялась, лучше размыть поверхность, удалив клеевую краску, затем проолифить ее и уже после этого нанести два слоя водоэмульсионной краски.

Выпускаются краски следующих марок:

Э-ВА-27, Э-ВА-27А, Э-ВА-27АПГ - на основе поливинилацетатной эмульсии;

Э-КЧ-26, Э-КЧ-26А - на основе стирол-бутадиенового латекса;

Э-ХВ-28 - на основе смеси латексов стирол-бутадиенового;

СВХ-1 (сополимер хлористого винила с винилиденхлоридом).

Краски имеют следующие цвета:

Э-ВА-27А, Э-ВА-27, Э-КЧ-26А, Э-КЧ-26 - белый, светло-серый, песчано-серый, светло-бежевый, бледно-кремовый, светло-желтый, песчаный, буковый, коричнево-оранжевый, бледно-гороховый, слоновой кости, гороховый, бледно-оливковый, бледнофисташковый, кабачковый, бледно-зеленый, серо-голубой, серовато-гороховый;

Э-ВА-27АПГ - белый, светло-розовый, светло-желтый и др.; Э-ХВ-28 - светло-серый, светло-бежевый, бежевый, песчаный и др.

Укрывистость - от 70 до 220 г/м. Срок хранения - 6 мес со дня выпуска.

Краски на основе клея (клеевые)

Прежде всего все клеевые краски отличаются высокой водопроницаемостью и образованием на окрашенной ими поверхности матового пористого слоя. Все это ведет к низкой влагостойкости этих красок и ограничению диапазона их применения.

Еще один существенный недостаток клеевой краски - это неспособность хоть сколько-нибудь противостоять атмосферным воздействиям и быстрому разрушению на открытом воздухе, так как клеевые краски относятся к разряду водорастворимых составов.

Плохо разведенная клеевая краска оставляет после высыхания на потолке характерные дефекты: наплывы, разводы и следы от кисти или валика.

Ее минусы можно перечислять и далее, но даже у клеевой краски имеются положительные качества. Это прежде всего возможность нанесения на влажную поверхность (она высыхает прямо под клеевым покрытием, что невозможно при использовании всех других типов красок) и малое время высыхания.

Эти составы не меняют цвета и оттенка, хорошо сцепляются с поверхностями из любых материалов и, что тоже весьма важно, обладают определенной «теплотой» цвета. Кроме того, клеевые краски сравнительно дешевы, а окрашенные ими поверхности легко подновить или перекрасить, размыв предыдущий слой водой.

Практика показала, что недостатков у этих составов все-таки больше, нежели достоинств, так что использование клеевых красок ограничивается только декоративным оформлением помещений.

Краски водно-дисперсионные

Для окраски потолков в последнее время большой популярностью стали пользоваться различные водно-дисперсионные и поливинилацетатные краски.

Основной компонент таких лакокрасочных материалов - водный раствор полимеров (в современных красках это, как правило, синтетические латексы).

У традиционных лакокрасочных материалов пленкообразующими системами служат лаки, растворенные в органических растворителях.

Этот вид красок используют для нанесения покрытий на бетонные, гипсовые, каменные и оштукатуренные поверхности. Расход водно-дисперсионной краски при двухслойном

Покрытии - 150-200 г на 1 м2.

Если вам необходимо получить цветное покрытие, в краску можно ввести водный краситель, гуашь или специальные пигментные пасты.

Для устойчивости в краску добавляют диспергаторы, эмульгаторы, антивспениватели и мел. Водно-дисперсионные краски отличаются от клеевых тем, что окрашенные этими составами поверхности в случае необходимости можно мыть.

Для внутренней отделки помещений применяют краску ВД-ВА-224.

Краски известковые

Краски на основе извести нашли широкое применение из-за сравнительной дешевизны. Покрытия из них представляют собой рыхлый слой с высокой пропускаемостью воздуха, но тем не менее довольно стойкий к воздействию и перепадам температур, а также к повышенной влажности. Если при нанесении известковой краски на стену или потолок заранее не ввести в ее состав олифу или соль, то такая поверхность всегда будет пачкать руки и одежду.

Для того чтобы приготовить 10 кг известкового теста, требуется:

-  известь-кипелка - 1,5 кг;

-  поваренная соль - 0,1 кг;

-  комбинированная олифа - 0,1 кг.

В ведро с отмеренным количеством извести вливают 8,5 л воды, тщательно перемешивают, затем добавляют соль или олифу.

Соль вводят в смесь отдельно, в виде заранее приготовленного солевого раствора. В том случае, если нужно придать этому раствору белизну, следует добавить в него небольшое количество синьки и перемешать. После перемешивания известковый состав процеживают.

Одной из разновидностей известковых покрытий являются составы на клеевой основе. Чтобы приготовить какой-либо из них, нужно развести в воде мел до пастообразной консистенции и оставить раствор на сутки отстаиваться.

После этого следует перемешать и проверить густоту состава одним из следующих способов.

Способ первый

В ведро с раствором окунают палку. В том случае, если раствор стекает с нее вязкой непрерывной струей, состав готов к использованию.

Способ второй

На вертикально установленное стекло следует нанести каплю приготовленной краски. Если она имеет нужную консистенцию, то длина следа стекающей по стеклу капли составит не более 3 см.

Для точного определения вязкости применяют несложный прибор - вискозиметр. Это сосуд емкостью 100 мл, с длинным и узким носиком диаметром 4 мм, сквозь который вытекает испытываемая на вязкость краска. Однако не пытайтесь изготовить вискозиметр в домашних условиях: для получения верных результатов должна быть соблюдена математическая точность его размеров и ювелирность шлифовки внутренней поверхности прибора.

При желании можно получить цветные известковые растворы. Для этого в состав побелки вносят заранее приготовленные красители. Пигменты, вносимые в смесь, нужно развести до молокообразной консистенции и процедить.

Также следует обратить внимание на тот факт, что пигментированная побелка по мере высыхания светлеет, а значит, при подборе цвета стоит сделать пробную окраску. Для этого растворенную краску наносят на поверхность стекла тонким слоем и дают ему подсохнуть.

Не рекомендуется смешивать всю краску сразу. Если вы желаете, чтобы со временем потолок не осыпался и не отмеливался, в известковый раствор следует добавить 10%-ный костный клей. По мере вливания клея тщательно проверяют степень фиксации побелки. Делается это все тем же старым проверенным способом - нанесением мазков раствора на стекло.

Для потолков промышленностью выпускаются полуфабрикаты побелок и красок на клеевой основе. Инструкции по применению каждой из них можно найти на упаковке.

Эмали

Красочные составы, приготовленные путем растирания смеси из пигментов и лаков на специальных краскотерках.

В отличие от масляных красок пигмент для них растирается на специальных краскотерках и разводится не на олифе, а на масляных лаках. В продажу эти краски поступают в готовом для употребления виде. При длительном хранении они могут загустеть, поэтому разбавляются различными растворителями. Ими рекомендуется окрашивать стены в кухнях, санузлах и других местах с повышенной влажностью.

Эмаль общего назначения ГФ-230 (глифталевая) предназначена для внутренних работ, кроме окраски полов. Перед применением разбавляется до малярной консистенции уайт-спиритом, скипидаром или их смесью. Изготовляется 21 цвета: слоновой кости, кремовая,

Лимонная и др. Укрывистость зависит от цвета и колеблется от 30 до 130 г/м. Наносится кистью, валиком или краскораспылителем. Срок высыхания - 24 ч. Гарантийный срок хранения - 12 мес со дня изготовления.

Эмаль ПФ-133 (пентафталевая) применяется для окраски предварительно огрунтован-ных или металлических поверхностей в 2 слоя. В умеренном климате сохраняет защитные свойства не менее пяти лет. Перед употреблением разбавляется до малярной консистенции сольвентом, ксилолом или смесью одного из них с бензином-растворителем. Изготовляется 15 цветов: кремовая, зеленая, голубая и др. Наносится кистью или краскораспылителем.

Укрывистость зависит от цвета и колеблется от 20 до 120 г/м2. Срок высыхания - 2 ч.

Эмаль ПФ-115 используется для окраски металла, дерева и других материалов, подвергающихся атмосферным воздействиям. Наносится в 2 слоя. Сохраняет защитные свойства в умеренном климате не менее пяти лет. Перед употреблением разбавляется до малярной консистенции уайт-спиритом, скипидаром или их смесью в соотношении 1 : 1. Изготовляется 24 цветов: белая, бежевая, желтая и т. д. Укрывистость эмали зависит от цвета

И колеблется от 30 до 120 г/м. Наносится кистью или краскораспылителем. Срок высыхания - от 8 до 24 ч. Гарантийный срок хранения - 12 мес со дня изготовления.

Эмаль ПФ-223 применяется для окрашивания дерева и металла внутри помещений по грунту и без него. Разбавляется до малярной консистенции бензином-растворителем, ксилолом, сольвентом или их смесью. Выпускается эмаль 17 цветов. Ее укрывистость зависит

От цвета и колеблется от 20 до 240 г/м. Срок высыхания этой эмали составляет от 30 до 36

Ч. Гарантийный срок хранения - 6 мес со дня изготовления.

Эмаль ПФ-253 предназначена для покрытия полов по подготовленным поверхностям в 2 слоя с помощью кисти. Разбавляется бензином-растворителем или скипидаром. Сроки высыхания разные, зависят от толщины нанесенного слоя и температурных условий.

Эмаль ПФ-126 продается в комплекте с сиккативом НФ-1 (на 100 частей массы краски 4 части массы сиккатива, ускоряющего твердение).

Наносится кистью или валиком в 2 слоя с промежуточной сушкой в 30 мин.

Поверхность предварительно грунтуют разбавленной эмалью, разбавитель - уайт-спирит.

Эмали ГФ-230 и ПФ-560 выпускаются разных цветов. Условия подготовки поверхности, выдержки те же, что и для эмали ПФ-126. Разбавители - уайт-спирит, скипидар, РС-2. Можно добавить не более 5% сиккатива (№ 64).

Эмаль для пола ПФ-226 перед красками подобного типа (ПФ-253) имеет преимущества в отношении твердости, водостойкости, износостойкости, укрывистости и времени высыхания пленки. Эмаль дает блестящую поверхность и полностью высыхает за 24 ч.

Эмаль ФЛ-254 выпускается на феноломасляном лаке и используется для окраски пола. Имеет более высокие качественные показатели по сравнению с пентафталевыми эмалями для пола по скорости высыхания, твердости, блеску, износостойкости.

Специально для окраски столярных изделий (окон, дверей) выпускается белая эмаль ПФ-14. Достоинством ее является то, что краска не стекает с вертикальных поверхностей, легко наносится кистью или валиком в 1 слой и высыхает при комнатной температуре в течение 30 мин.

Сухие краски

Сухие краски, или пигменты, представляют собой тонкомолотый порошок, который разводят связующими материалами для получения готовой к использованию краски. Они бывают искусственными и естественными (минеральными).

Большинство пигментов можно использовать в водных окрасочных составах, но не все

- в масляных и эмалевых. Известь и мел - только в водных.

Все виды пигментов должны быть помолоты таким образом, чтобы при просеивании через мелкое сито они проходили полностью, без остатка. Чем тоньше помолоты пигменты, тем выше их качество, и наоборот.

Сухие краски не изменяют свой цвет под действием солнечного света, при многократном увлажнении и высыхании, а также при воздействии на них щелочей. Они обладают хорошей укрывистостью, которая выражается количественным содержанием пигмента (в

Граммах), необходимым для покрытия 1 м поверхности так, чтобы нижележащий слой не

Просвечивался. Чем выше укрывистость пигмента, тем меньше его требуется на 1 м поверхности.

Для получения окрасочного состава (колера) того или иного цвета или оттенка приходится применять один или несколько пигментов. При этом необходимо помнить, что всыпать сухие пигменты в окрасочные составы не рекомендуется, так как практически невозможно хорошо размешать их, вследствие чего они будут оставлять полосы на окрашиваемой поверхности. Поэтому пигменты предварительно замачивают в воде, перемешивают и процеживают через частое сито. Затем вливают в состав тонкой струйкой, тщательно перемешивая.

Пигменты бывают самых разных цветов.

К белым пигментам относятся: известь, мел, белила. Воздушную известь применяют для окрашивания наружных и внутренних поверхностей. Гашеную известь можно смешивать с пигментами, которые при этом не изменят своего цвета (охра, умбра, сурик, окись хрома, сажа, жженая кость; известковые: синие, красные, желтые). Гашеную известь применяют в виде теста. Комовую известь (кипелку) гасят, заливая водой (1 часть извести на 3 части воды), тщательно все перемешивают и процеживают через сито. Для работы известь разводят водой до густоты молока.

Мел бывает белым с желтоватым или сероватым оттенком и выпускается в виде больших комков или молотый. Каждая из этих разновидностей имеет три сорта. Для побелки нужен отмученный мел тонкого помола. Его можно получить из любого мела крупного помола следующим способом: 1 часть мела заливают 3 частями воды, тщательно переме-

22

Шивают, процеживают через частое сито, сливают в другую посуду и оставляют для отстоя. После оседания мела воду сливают и снимают сверху примерно половину его, просушивают, толкут и просеивают через частое сито.

Белила - порошки тонкого помола белого цвета, получаемые при перемалывании прокаленного металлического цинка, углекислого свинца, титановых руд, литопона. Применяют белила для приготовления масляных красок и шпатлевок. Укрывистость белил составляет: титановых - 50-75 г/м2, цинковых - 100-110 г/м2, литопоновых - 120 г/м2, свинцовых - 200300 г/м2.

К желтым пигментам относятся охра, кроны. Охра - краска желтого цвета с различными оттенками. Устойчива во всех отношениях. Если ее хорошо прокалить на огне, становится коричнево-красной и называется жженой охрой или чернядью. Укрывистость - 65-90

22 г/м. Кроны - краски от лимонного до оранжевого цвета. Укрывистость - 110-190 г/м.

К синим пигментам относятся ультрамарин и лазурь. Ультрамарин (синька) имеет зеленый и синий оттенки. Широко применяется в меловых и известковых окрасочных составах.

Укрывистость - 50 г/м2. Лазурь - совершенно синяя краска. Применяют ее только в масляных и эмалевых красках. От воздействия солнечных лучей темнеет. Для усиления цвета

Добавляется в небольших количествах в сажу. Укрывистость - 10-60 г/м2.

К красным пигментам относятся сурик железный, сурик свинцовый, мумия, киноварь. Сурик железный - краска кирпично-красного цвета.

Укрывистость - 20 г/м. Сурик свинцовый - краска красно-оранжевого цвета. Ядовита, поэтому для внутренних работ не применяется. Укрывистость - 100 г/м. Мумия - краска от светло-красного до темно-красного цвета. Бывает искусственная и естественная, малоустойчива. Сначала дает яркие оттенки, но со временем темнеет и становится темно-бурокрасной. Укрывистость - 30-60 г/м2. Киноварь - краска разных оттенков. Устойчива к кислотам и щелочам, меняет цвет под воздействием солнечных лучей. Укрывистость - 80-120 г/

М2

К зеленым пигментам относятся хромовые зелени, зелень свинцовая. Хромовые зелени (окиси хрома) представляют собой смеси желтых кронов с лазурью, причем, изменяя количество лазури в смеси, можно получить различные оттенки. Укрывистость - 40 г/м. Зелень свинцовая - смесь желтых и синих красок, в частности желтого крона с лазурью. Укрыви-

Стость - 28-70 г/м2.

К коричневым пигментам относятся умбра, сиена жженая. Коричневый цвет - спокойный, сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного, мягкого настроения, однако некоторые оттенки его могут вызвать мрачные мысли. Умбра - краска коричневого цвета, имеет различные оттенки.

После обжига становится красновато-коричневой. Ее укрывистость - 40 г/м2. Сиена жженая по своим свойствам близка к охре. Применяется главным образом при отделке различных поверхностей под дуб или ясень. Укрывистость небольшая.

К черным пигментам относятся сажа, перекись марганца, древесный уголь и графит. Сажа - черная краска - получается путем сжигания нефти или газа. Легкая, смешивается

Только с маслом, клеевой или мыльной водой. Укрывистость - 15 г/м. Перекись марганца

- природный минерал. Хорошо смешивается с водой. Укрывистость - 40 г/м. Древесный уголь и графит после измельчения и просеивания через чистое сито могут быть использованы в качестве черной краски. Укрывистость графита - 30 г/м2.

К металлическим пигментам относятся бронзовые и алюминиевые порошки, которые применяются в основном для окраски металлов, а также при малярных работах. Их укрывистость составляет 3-4 г/м2.

Такие пигменты, как сажа ламповая, перекись марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, окись хрома, ультрамарин, лимонный, оранжевый, алый и бордо - можно применять во всех окрасочных составах. Остальные - только в клеевых и эмульсионных.

Растворители и разбавители

Применяются для растворения и разбавления до необходимой (рабочей) густоты различных красочных составов, сгущенных масел, смол, для мытья инструментов и т. д.

Сиккативы - это специальные добавки, которые вводятся в малярный состав, чтобы повысить декоративность и водостойкость получаемого покрытия, сократить сроки высыхания и твердения масел, масляных красок, олиф и лаков. Их добавляют в основу от 15 до 150 г на 1 кг взятых материалов. Избыточное количество сиккатива ускоряет высыхание, однако покрытие при этом становится более хрупким. По возможности лучше обойтись без дополнительного добавления сиккатива. Светлые сиккативы добавляют в светлые краски, темные

- в темные. Отечественная промышленность выпускает сиккативы следующих марок: НФ-1,2, НФ-4, НФ-5. Они успешно сохраняются в течение полугода.

Скипидар - бесцветная жидкость или с лимонным, красноватым или красно-коричневым оттенком, с запахом сосновой смолы, для разбавления и ускорения высыхания добавляют в масляные краски.

Очищенный скипидар ускоряет высыхание масляных красок. Плохо очищенный, наоборот, замедляет.

Бензин и керосин применяются как растворители для некоторых видов смол, для мытья рук, инструментов и для других целей.

Уайт-спирит (бензин-растворитель) - бесцветная прозрачная жидкость.

Применяется как растворитель для некоторых смол и разбавитель для нитрокрасок. В малярных работах следует применять высшие сорта и соблюдать осторожность.

Ацетон - наиболее хороший растворитель для нитрокрасок.

Скипидар - бесцветная или же имеющая лимонный, красноватый или красно-коричневый оттенки жидкость с запахом сосновой смолы. В хорошо очищенном виде ее добавляют в масляные краски для ускорения высыхания. Плохо очищенный скипидар несколько замедляет высыхание.