Папье-маше
Папье-маше — чластическая масса, получаемая из бумаги с добавлением клеящих веществ и наполнителя (например, мел, глина, известь). Для приготовления массы используют макулатуру. Глянцевые и промасленные сорта бумаги использовать не рекомендуется.
Мелко измельченную бумагу кипятят в течение 2 — 4 часов до образования однородной массы, затем протирают через мелкое сито и смешивают с клеящим веществом. В полученную массу добавляют наполнитель. Все хорошо перемешивают до густоты теста и пропускают через мясорубку. Примерная рецептура: 1 л воды, 900 г клея, 150 г бумажного порошка, 4 кг мела. Выход готовой массы из этого количества около 5 кг.
Из папье-маше формуют разнообразные художественнодекоративные элементы, поверхность которых хорошо поддается различным видам обработки: шлифованию, окраске, лакированию, росписи.
В разведенный столярный клей (2 ч.) добавляют предварительно смешанный мел (8 ч.) и бумажный порошок (1 ч.), при этом наливая горячую воду до образования густой однородной массы. Для качественного перемешивания эту массу пропускают несколько раз через мясорубку, установив в ней нож тупым концом к решетке. Мел и бумажный порошок здесь можно заменить древесным порошком или мелкими опилками.
Для выполнения лепных работ можно использовать клеевую массу, которую готовят по такому рецепту: расплавленную канифоль (2 мае. ч.) добавляют в разведенный столярный клей (4 мае. ч.), все тщательно перемешивают с мелом (20 мае. ч.) до образования однородной массы.
Готовят ее из смеси воды, столярного клея, бумажного порошка, олифы и мела.
В клееварке растворяют столярный клей в воде (на 0,6 л воды 120 г столярного клея), 20 г бумажного порошка заливают кипятком, затем отжимают насухо и добавляют в клеевой раствор. Не снимая с огня, всю смесь тщательно перемешивают и добавляют постепенно 50 г мела. Для прочности в мастику кладут 10 г канифоли, растворенной в 30 г горячей олифы. В результате получают клейкую массу консистенции жидкой сметаны. После этого на рабочий стол насыпают нужное для выполнения работы количество мела, перемешивают его с теплой клейкой массой, добавляя немного олифы, и месят как тесто. -
Готовую мастику для хранения завертывают в сырую тряпку. Приготовленной таким образом мастикой можно рабо-татьиа - протяжении суток.
Художественно-декоративные элементы из мастики прочны, красивы и по цвету напоминают кость.
В хозяйственных магазинах продаются цветные лаки, но, если не найдете, можете изготовить собственными силами, взяв бесцветный лак и окрасив его.
Для окраски нитролаков можно применить пасту от шариковых ручек. Сначала разведите пасту в небольшом количестве ацетона, затем вылейте в лак и хорошо перемешайте. Смешивая пасту различных цветов, вы можете получить много разнообразных оттенков.
Масляные лаки хорошо окрашиваются художественными масляными красками. Больше всего подойдут краплак красный, берлинская лазурь и изумрудная зелень. Краску смешайте с небольшим количеством скипидара, а затем вылейте в лак.
Для полировки изделий применяют различные пасты. Наибольшее применение находят пасты ГОИ (Государственного оптического института), которые имеют сложный состав и выпускаются трех видов: для грубой, средней и тонкой полировки. Существует и множество упрощенных рецептов пасты. Вот некоторые из них. Распустите в жестяной банке 2 части стеарина и 1 часть хозяйственного мыла, затем всыпьте примерно 7 частей окиси хрома и добавьте немного керосина. Смесь в горячем состоянии тщательно перемешайте, а затем выложите в картонную коробку. Застывшую смесь выньте из коробки — паста готова к применению.
Для приготовления пасты типа «Крокус» железный купорос прокаливают и смешивают со стеарином или парафином: одну часть прокаленного купороса и три части расплавленного стеарина. _
Защитный крем для обуви можно сделать самому
Рецепт /. 100 г льняного масла, 100 г говяжьего или бараньего сала, 30 г пчелиного воска и 20 г сосновой живицы или канифоли растопите при непрерывном помешивании до образования однородной смеси.
Рецепт 2. 50 г говяжьего или бараньего сала, 50 г льняного масла, 5 г скипидара и 15 г канифоли растопите на водяной бане или на газовой (электро-) плите при непрерывном помешивании до образования однородной смеси.
Рецепт 3. 30 г говяжьего или бараньего сала, 450 г льняного масла и 25 г пчелиного воска растопите при непрерывном помешивании до образования однородной смеси.
Рецепт 4, 200 г говяжьего или бараньего сала, 50 г растительного масла, 100 г свиного сала, 50 г пчелиного воска и 50 г соснового скипидара растопите на водяной бане до образования однородной смеси.
Обувь смазывайте после охлаждения пасты. Хранить пасту рекомендуется в плотно закрытой стеклянной посуде.
Водоупорную мазь для лыжной и охотничьей обуви можно приготовить так: на слабом огне медленно нагревают 200 г натуральной олифы и к ней добавляют, непрерывно помешивая, 20 г резинового клея. Отдельно расплавляют 20 г парафина и все хорошо перемешивают. Перед употреблением приготовленную мазь подогревают, ставя в сосуд с горячей водой, а затем втирают в подошвы (если они из натуральной кожи) и верх обуви. Для смазки болотных сапог в этот состав добавляют 100 г касторового масла.
Засохший крем можно восстановить
Засохший крем для обуви вновь станет пластичным и пригодным к употреблению, если добавить в него немного скипидара и подогреть на водяной бане.
Пластилин можно сделать самому
Как материал для лепки пластилин известен давно, пользовались им для выполнения работ еще в средние века. Он представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую можно многократно пускать в дело, не размачивая.
Состав пластилина бывает самым разнообразным, но почти всегда в него входит натуральный или минеральный (озокерит) воск. В продажу поступают различные виды пластилина в наборах, но можно приготовить его и самому.
Рецепт 1 (приготовление восково-глиняного пластилина). Хорошая размокшая глина провяливается и смешивается с озокеритом (или тавотом), заранее расплавленным на водяной бане. Полученную смесь еще два-три раза пропускают через мясорубку. Добавляют небольшое количество какого-либо сухого пигмента. Затем все тщательно перемешивают. Если пластилин прилипает к рукам, его плавят и добавляют картофельную муку. Если же, наоборот, он оказался слишком твердым, в него вводят технический вазелин. Соотношение компонентов определяется в зависимости от требуемых качеств.
Рецепт 2. Более твердый пластилин готовят следующим образом. В расплавленный воск добавляют заранее расплавленную канифоль и немного пигмента. В эту жидкую смесь вводят расплавленную серу. Сера и канифоль придают пластилину повышенную твердость.
Рецепт 3 ¦ Более мягкий пластилин получают при смешивании с расплавленным воском серы и жира (растопленное свиное сало или технический вазелин).
Рецепт 4. В расплавленную смесь из 10 ч. живицы (сок сосны), 6,5 ч. воска и 3,5 ч. топленого свиного сала добавляют 12 ч. картофельной муки. Это соотношение ориентировочное и уточняется в зависимости от конкретного вида работы. .
Для придания работам из пластилина декоративно-художественного вида в него добавляют тот или иной пигмент.
Приготовление оконной замазки в домашних условиях
При отсутствии готовой замазки ее можно приготовить самому. При больших объемах стекольных работ это может дать существенную экономию. Для качественной замазки понадобятся 1 часть олифы натуральной или льняного масла и 4 -5 частей мела. Мел применяют совершенно сухой, просеянный на частом сите. Вместо сита можно использовать капроновый чулок. Чем тоньше и суше мел, тем выше качество замазки.
На металлическом листе или фанере тонким слоем рассыпают мел и сверху заливают олифой так, чтобы была смочена как можно большая поверхность. Если наливать олифу в середину кучки мела, то потребуется больше времени на перемешивание. Смоченный олифой мел закатывается лопаткой или шпателем к середине металлического листа или фанеры и перемешивается руками. Вначале будет казаться, что олифы не хватает и замазка получается сухой. Это впечатление обманчиво. Длительное перемешивание делает замазку мягкой и пластичной. Приготовленная замазка должна быть совершенно однородной (без прослоек мела и олифы), не должна прилипать к рукам и к ножу, а на разрезе иметь гладкую блестящую поверхность.
В процессе приготовления замазку можно подкрасить в нужный цвет. Для этого нужно добавить белила или другую краску и перемешать до рабочей консистенции. Если в замазку добавляют сухие краски, их лучше всего перемешать с мелом, а густотертые с олифой. Если замазка получилась жидкой, в нее следует добавить немного мела, если густой — олифы, а затем перемять руками.
Есть и другие рецепты замазок, которые можно приготовить самому. Рецепт 2: 7 частей просеянного мела, 8 частей мелкого речного песка и 2 части олифы оксоль. Рецепт 3: 5 частей просеянной древесной золы, 4 части цемента и 4 части тавота или нигрола (автомобильное смазочное масло). Рецепт 4: 11 частей измельченной просеянной глины или извести-пушонки и 5 частей дегтя (при использовании этого рецепта следует иметь в виду, что дешевую замазку нельзя окрашивать масляными красками, так как проступят темные пятна).
Замазки на олифе оксоль и на дегте приготавливаются аналогично первому рецепту. Замазка с тавотом или нигролом приготавливается следующим образом. В расплавленный тавот всыпают золу и перемешивают. Затем, непрерывно помешивая, добавляют цемент. Такую замазку употребляют сразу после приготовления в теплом виде.
При подготовке большого количества замазки можно пропустить ее через старую мясорубку, установив сетку с отверстиями крупного размера.
Необходимо помнить, что полученные жгутики быстро сохнут. Замазку можно сохранять очень долгое время, если держать ее под водой в промасленной бумаге или плотно закрытом полиэтиленовом пакете. Если после длительного хранения она затвердела, к ней нужно добавить олифу и перемешать.
При заготовке замазки следует учитывать, что на 1 м длины фальца ее потребуется около 250 г. ¦
Самодельные клеевые составы Универсальные клеи
Универсальный клей можно приготовить из мелких обрезков линолеума без матерчатой основы. Насыпьте их в банку, залейте ацетоном так, чтобы он покрыл обрезки, и плотно закройте крышкой. Через 12 — 15 ’ лсов клей готов. Он одинаково хорошо склеивает древесину, металл, керамику, фарфор, ткань, войлок,
Из старой отработанной фотопленки можно приготовить целлулоидный клей. Для этого в горячей воде смойте с пленки эмульсию. Чистую пленку измельчите, поместите в стеклянную посуду и залейте ацетоном или грушевой эссенцией (в соотношении 1:3). Этим клеем можно прочно склеивать бумагу, картон, ткань, древесину. Он очень быстро высыхает и не боится воды.
В 1 л горячей воды растворите 0,5 стакана сахарного песка и добавьте 100 г свежегашеной извести-пушонки. Смесь на* грейте и на медленном огне помешивайте в течение 3 часов (смесь должна быть хорошо прогрета, но ее нельзя доводить до кипения). Сахарно-известковому раствору дайте отстояться, отфильтруйте и опустите в него 500 г предварительно измельченного столярного клея, оставьте па сутки для набухания, слейте избыточную жидкость и полученный состав нагрейте на водяной бане. Готовая клеевая масса, которая не желируется, долго хранится в стеклянной посуде и применяется в холодном состоянии. Хорошо склеивает бумагу, картон, древесину, фарфор, керамику, фаянс. Этим составом можно наклеить ткань и кожу на древесину, стекло, металл. Если между изделиями положить прокладку из ткани, то можно склеить металл с металлом, стекло со стеклом.
Для склеивания стекла на 10 г сухого казеинового клея берут 100 г силикатного. Склеивают стекло контактным способом — на обе склеиваемые поверхности наносят слой клея, дают слегка подсохнуть, а потом соединяют.
Изделия из стекла легко склеиваются смесью из костного клея и небольшого количества пепла. При этом и клеящую смесь, и само изделие следует слегка подогреть.
Сок чеснока неплохо склеивает стекло. С его помощью можно закрепить стекло наручных часов, приклеить стеклянную полоску-ручку к раздвижным стеклам книжного шкафа — нужно лишь смазать склеиваемые части разрезанной долькой чеснока. Место склейки остается прозрачным.
Если в столярный клей добавить хорошо просеянную древесную золу и размешать до однородной густой массы, то получим состав, хорошо склеивающий стекло с древесиной.
Герметики для аквариумов или оконных переплетов можно приготовить по следующим рецептам:
1. Смешать 100 г канифоли, 50 г просеянного порошка мела, 10 г разрезанного на мелкие кусочки пчелиного воска и 50 — 70 г натуральной олифы. Смесь, осторожно помешивая, нагревают до первых признаков закипания. Снимают с огня и дают смеси остыть до 50 “С, после чего размешивают в ней 20 г просеянного цемента (любого, кроме расширяющегося) .
2. Подогревают масляный лак до 60.....70 °С. В отдельной
Посуде расплавляют канифоль (в 10 раз меньше по весу, чем лака), затем выливают ее в горячий лак и, непрерывно подогревая смесь, но не давая ей нагреться выше 70 “С, размешивают до получения однородной массы. Остужают ее, после чего добавляют к ней цемент.
3. Все швы чистого и сухого аквариума заливают изнутри расплавленным парафином или воском.
Для заделки щелей в аквариумах можно приготовить замазки на основе натуральной олифы или масляного лака и различных наполнителей. Наполнители смешивают с олифой или масляным лаком и промазывают полученной пастой щели в аквариуме. Окончательно замазка отвердевает через 3 —4 суток. В качестве наполнителей берут смеси:
1) стеклянный порошок и цемент в соотношении 1:1; 2) гипс, свинцовый глет и канифоль в соотношении 1:1:2 (смесь нагревают и тщательно перемешивают, после чего в еще горячую смесь при перемешивании вводят лак или олифу); 3) густотертые белила, стеклянная мука и цемент (в равных количествах).
Можно приготовить и такую смесь (состав в частях по массе): эпоксидная смола ЭД-5, ЭД-6 — 100; дибутилфта-лат — 10 — 12; алюминиевая пудра — 50. Смолу следует сделать текучей, для этого ее подогревают до 60 — 80 °С, затем добавляют дибутилфталат, клей тщательно перемешивают и засыпают алюминиевую пудру. Приготовленную смесь нужно немедленно использовать.
Особо прочный клей для древесины
Если нужна особая прочность для склеивания деревянных изделий, пользуются казеиново-цементным клеем, состав которого (в частях по массе); казеин (порошок) — 100, портландцемент (марка 400) — 75, вода (при температуре 10-20 °С) - 220 — 250.
Для приготовления казеиново-цементного клея в клеянку наливают воду, а затем постепенно, при постоянном перемешивании, засыпают казеиновый порошок. В случае сильного загустения клея перемешивание прекращают и дают клеевому раствору разжижиться; затем перемешивание можно продолжить. Через 30 — 40 минут добавляют цемент, предварительно просеянный через сито. Перемешивание ведут до получения однородной массы (примерно 50 — 60 минут). После 10 — 15 минут отстаивания клей готов к применению. Рабочее состояние клея — 3 часа.
Клей для склеивания древесины с металлом, стеклом и камнем
Если в столярный клей добавить хорошо просеянную древесную золу и размешать до однородной густой массы, то получим состав, хорошо склеивающий древесину с метал-лбм, стеклом и камнем.
При заделке трещин в древесине
Для заполнения трещин и щелей в деревянных стенах, в полу, рамах, дверях и прочих деревянных изделиях можно изготовить пасту на основе силикатного клея. В качестве наполнителя берут в равных частях мел и мелкие (просеянные) древесные опилки или пыль и добавляют подкрашенный пигмент (например, сухой железный сурик или охру). Наполнители смешивают с силикатным клеем непосредственно перед применением.
Для заделки щелей в деревянных лодках готовят замазку на основе натуральной олифы. В нее добавляют наполнитель, состоящий из смеси сухих цинковых белил, сухого сурика и мела (по 2 части) и свинцового глета (1 часть).
Небольшие фаянсовые изделия можно склеить очень просто. Обвяжите их и опустите на несколько минут в кипящее молоко, затем дайте высохнуть в течение суток.
Для склеивания фарфора, стекла и керамики можно использовать разные составы домашнего изготовления. Рассмотрим несколько рецептов приготовления клея. .
Рецепт 1, 50 г гипса, 10 г негашеной извести, 1 яичный белок и 10 г воды смешивают перед употреблением и полученной пастой склеивают стекло или фарфор. Учтите, что клеевой шов боится воды и нагревания.
Рецепт 2, С водой замешивают до образования пасты 10 г каолина и 10 г прокаленной буры. Этой пастой склеивают фарфор и керамику. Склеенные предметы обжигают на сильном огне до светло-красного каления. Получается водостойкий и жаропрочный шов.
Рецепт 3. Смешивают 20 г казеинового порошкообразного клея с 8 г жидкого стекла (канцелярского силикатного клея) и полученной пастой склеивают изделия из фарфора (шов водостоек).
Для приклеивания к металлу кожи можно приготовить состав из 1 части столярного клея, 1 части 8%-ного раствора уксусной кислоты и 1 части скипидара. Столярный клей замачивают до полного набухания, затем воду сливают и добавляют в клей раствор уксусной кислоты и скипидар. После этого клей подогревают на водяной бане, тщательно перемешивая, до растворения. На сухую очищенную повер-хностъ металла наносят горячий клей и прижимают кожу. Можно использовать и другие составы: № 2 — 40 г столярного клея, 20 г крахмального клейстера и 1 г скипидара; № 3 — смесь 50%-ного раствора сухого казеинового клея с 20%-ным раствором буры, взятых в соотношении 1:1.
Столярный клей (100 частей) .заливают водой (100 частей) и оставляют для разбухания, затем нагревают на водяной бане до получения сиропообразной жидкости, добавляя при помешивании скипидар (10 частей). Смесь охлаждают и вливают в нее карболовую кислоту (1 часть).
Клей для кожи, ткани и древесины
Крахмальный клейстер с добавлением алюминиево-калиевых квасцов может служить для склеивания кожи, а также ткани и древесины. Для его приготовления раствор крахмала вливают в кипящий 0,5%-ный раствор квасцов.
Для склеивания янтаря можно использовать 50%-ный раствор едкого натра. Поверхность смачивают раствором, слегка подогревают зажженной спичкой, а затем сильно сжимают. (С едким натром следует обходиться предельно осторожно и работать на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.)
Кусок мягкой резины нужно разрезать на мелкие части, положить в бензин (лучше авиационный) и подержать там несколько суток. Осторожно слить раствор, профильтровать и оставить открытым в теплом месте, пока он не загустеет.
Чтобы резиновый клей не высыхал, флакон, в котором он находится, надо оставить вверх дном.
Приклеивание к бетону металла или древесины
Состав для приклеивания металла к бетону готовят следующим образом: к 10 весовым частям клея ПВА доливают 5 частей воды и после размешивания добавляют 15 частей цемента. Все это тщательно перемешивают; полученную мягкую массу наносят на предварительно смоченную бетонную поверхность и прижимают металл; высыхание происходит в течение 20 — 30 минут.
Чтобы получить состав, хорошо склеивающий металл с древесиной, нужно в столярный клей добавить хорошо просеянную древесную золу и размешать до однородной массы.
Вам надо склеить изделия из органического стекла (плексигласа)? Приготовьте клей сами из стружек этого же стекла. Стружки или небольшие обломки органического стекла залейте одним из растворителей (дихлорэтан 0,5 — 1,5%-ная смесь, муравьиная кислота — 3 — 5%-ная, смесь ацетона (60%) с уксусной эссенцией (40%)). Хорошо перемешайте и оставьте на 2 — 3 дня. Не забывайте периодически взбалтывать. Стекло растворится и образует однородную прозрачную массу.
При работе с таким клеем соблюдайте осторожность. Храните его в герметически закрытой посуде в темном месте при температуре не выше +25 “С.
Все подобные клеи из органического стекла в месте склеивания образуют единую монолитную массу, происходит нечто подобное сварке.
Если нет нужного растворителя (дихлорэтана, муравьиной кислоты или ацетона и уксусной эссенции), то для склеивания оргстекла можно применить средство от насекомых «Дихлофос», Разумеется, нужно соблюдать правила обращения с «Дихлофосом» во время работы, да еще промыть полученное соединение водой с мылом после того, как оно затвердеет.
Сок чеснока неплохо склеивает пластмассы, причем создает прозрачный шов. Нужно лишь помазать склеиваемые части разрезанной долькой чеснока.
Казеиновый клей можно приготовить самому
Берем 1 л обезжиренного молока, нагреваем до 36 — 37 °С, добавляем 0,5 чайной ложки уксуса, перемешиваем и продолжаем нагревать до 65 °С. Свернувшееся молоко процеживаем через плотную ткань, промываем холодной водой и сушим в тени при температуре 45 — 50 °С. Из 1 л обезжиренного молока можно получить 30 — 40 г казеина. Перед применением казеин растворяем в водном растворе нашатырного спирта, соды и т. п.
При отсутствии клеевой ленты ее можно изготовить самому. Для этого лист белой бумаги намажьте с одной стороны тонким слоем столярного клея. После высыхания разрежьте его на полоски нужной ширины. '
Чтобы гуммированная лента долгое время сохраняла свои качества, храните ее в целлофановом мешке.
При отсутствии обойного клея его можно без особого труда приготовить самому из муки (так называемый мучной клейстер). Он годится для любых обоев. На 2 части муки берут примерно 8 частей воды. Насыпают в эмалированную посуду муку, наливают немного воды и замешивают тесто. Добавляя понемногу воду и все время размешивая, разводят тесто до жидкого состояния. При этом следят, чтобы не образовались комочки. Оставшуюся воду доводят до кипения и при быстром перемешивании вливают понемногу в жидкое тесто. Полученный клейстер охлаждают и процеживают. Для предотвращения загнивания в клейстер добавляют 15 г медного купороса или 50 г алюминиево-калиевых квасцов и 20 г буры или 50 г хлорофоса против насекомых. Вместо муки можно использовать крахмал.
Растворы для штукатурных работ Цементный раствор
. Для цементного раствора применяют цемент марки не выше 400, песка добавляют 1,5—5 частей. Состав и марка раствора для подготовительных слоев (обрызг и грунт) зависят от марки раствора накрывочного слоя и характера его обработки и не может быть ниже марки накрывочного слоя — при обрызге и накрывке количество песка уменьшают на 20 — 3Q%. Г отовят раствор так. В емкость помещают необходимое количество песка, делают в нем воронку, насыпают отмеренную порцию цемента; компоненты тщательно перемешивают до получения однородной сухой смеси (перемешивать можно одному, но лучше вдвоем — встречными синхронными движениями лопат от краев к центру, при этом необходимо следить за тем, чтобы в углах ящика не оставались неперемешанные вяжущие и заполнители) и небольшими порциями доливают воду с одновременным перемешиванием до получения необходимой густоты раствора.
Его готовят несколько иначе: необходимый объем известкового теста (гашеной извести) помещают в емкость для приготовления раствора, добавляют часть песка и немного воды, компоненты перемешивают до исчезновения комков, после чего добавляют оставшуюся часть песка и воды и снова перемешивают. На одну часть известкового теста берут от 1 до 5 частей песка. Нельзя допускать, чтобы в штукатурный раствор попадали недогашенные кусочки извести, так как процесс ' гашения будет продолжаться в течение нескольких лет, что может привести к образованию так называемых «дутиков».
Цементно-известковый (сложный) раствор
Приготовляют его из цемента (1 ч.), известкового теста (0,3 — 1,5 ч.) и песка (1,5 — 6 ч.). Раствор пластичен, хорошо прилипает к поверхности, его легко наносить. Для приготовления раствора цемент смешивают с песком, получая сухую цементную смесь. Известковое тесто разводят водой до густоты молока. На таком известковом молоке делают цементную смесь, тщательно все перемешивая. Есть и другой способ — в известково-песчаную растворную смесь добавляют цемент.